Кукольный театр

Фото: kremlin

Марионетки боятся не виселицы, а ножниц (театральный фольклор)

Даже поверхностный анализ обстановки в верхнем эшелоне белорусской власти позволяет утверждать, что в конце зимнего политического сезона правящий режим находится на грани чего-то катастрофического. Свидетельством крайне неустойчивого положения официального Минска стало то, что на прошедшей неделе в Беларуси в очередной раз правила какая-то мистика или может эпидемия, которая в свою очередь поразила верхушку белорусских властей. В итоге белорусский бомонд стал напоминать кукольный театр Карабаса Барабаса из бессмертной сказки о Буратино.

«Загрузка графиков»

Первым со «сцены» еще в прошлое воскресенье улизнул сам А. Лукашенко. В каком-то эвакуационном формате белорусский президент, буквально сломя голову, вылетел в Сочи, видимо надеясь перехватить в Третьей столице России своего российского коллегу.

Естественно, подразумевалось, что по белорусской традиции встреча должна быть организована из «засады» — президентам было положено «случайно» столкнуться на лыжне. Однако главы России и Беларуси разминулись, как говорят, еще «в воздухе», что привело к некоторым закулисным схваткам и даже подковерной грызне. В понедельник, 20 февраля, уже в Москву срочно выехал В. Макей, которому было поручено все-таки саммит как-то организовать, что изначально было невыполнимо, так как пресс-секретарь президента РФ успел высказаться о «загруженности графиков» двух президентов, чем подвел итог попыткам Минска «пристроиться» к российскому «биатлону».

В любом случае «зрители» остались довольны – интрига в Сочи получалась захватывающей, с гонками и даже попытками «перехвата» и не вина сценариста, что режиссеры подкачали…Первое «действие» все равно никого не оставило равнодушным.

Реплика

Это не первый случай, когда А. Лукашенко крайне эмоционально высказавшись в отношении конкретных персон из высшего российского руководства, при этом особо отметив их личные негативные качества или непременное участие в коррупции, пытается делать вид, что ничего особенного не произошло. Более того, лидеры России должно быть, по идее, благодарны ему за публичную «взбучку».

Белорусский президент, собираясь в Сочи, и на этот раз был уверен, что ему в очередной раз «все сойдет с рук». В противном случае, он, естественно, остался бы дома и лично поздравил «самую боеспособную армию в Европе» с профессиональным праздником… Интересно, а куда делся столь жесткий напор в отношении Кремля, который А. Лукашенко демонстрировал на своей пресс-конференции «Большой разговор» 3 февраля текущего года?

Справедливости ради необходимо напомнить, что российское руководство, основываясь на русской пословице, что «на дураков не обижаются», то ли обреченно исходя из того, что Кремлю приходится иметь дело с многолетним и неоднократным «выбором» белорусского народа, формально не раз «закрывало глаза» на столь оскорбительное поведение белорусского президента, продолжая диалог с А. Лукашенко.

Однако в свою очередь столь демонстративная снисходительность Москвы уже со второй половины 1990-х годов породила у белорусского президента чувство безнаказанности и даже некоторого превосходства, позволяющее ему периодически «ставить на место» Кремль и российский Белый дом. В Минске учитывалось и то, что демонстративное унижение российского руководства должно было поднимать авторитет А. Лукашенко среди белорусской номенклатуры и населения республики.

Более того, стоит напомнить, что за последние два месяца А. Лукашенко дважды проигнорировал приглашения В. Путина, что выглядит крайне неразумно и в значительной мере оскорбительно. Во всяком случае, набор проблем, которые А. Лукашенко рассчитывает решить в России на два порядка обширнее и «судьбоноснее», чем вопросы, которые припасло российское руководства, чтобы обсудить их с главой белорусского государства. Однако, с 20 февраля графики президентов России и Беларуси уже не стыкуются, т.е. у Москвы есть более весомые проблемы…

Типичное крепостное право

Однако и у Минска возникли «домашние» нестыковки. В столице и во всех областных центрах прошли массовые, по сравнению с последними семью годами, демонстрации населения против пресловутого закона о «тунеядцах».

Автор этих строк не берется делать анализ данного белорусского законодательного творчества, до сегодняшнего времени, не имеющего аналогов в мире, но некоторые социальные и политические моменты, связанные с исполнением данного закона, не могли не привлечь внимание.

Прежде всего, бросилась в глаза (кто бы сомневался) единодушное одобрение закона «трудовым» белорусским народом, который с экрана белорусского телевидения готов был буквально удушить «расплодившихся дармоедов». Учитывая, что под удар закона были поставлены, прежде всего, белорусские гастарбайтеры, которые не от хорошей жизни вынуждены искать кусок хлеба за пределами своей Родины, то можно только поразиться живучести в Беларуси феодальных инстинктов.

Безусловно, закон будет стимулировать смену гражданства. Попутно, чтобы не платить налог, люди будут соглашаться работать за любые, даже символические деньги, так как государство, озабоченное сбором очередного налога с фактических безработных, только на словах выражает желание создавать реальные, а не виртуальные «отчетные» рабочие места. Понятно, что собирать деньги с народа легче, чем стимулировать работу предприятий и создавать условия для самозанятости населения…

Но особый интерес вызвала работа пресловутых комиссий, созданных для рассмотрения просьб плательщиков, по объективным причинам не имеющих возможности заплатить налог. Функционирование комиссий лишний раз подтвердило, что белорусскому руководству присуще совершенно извращённое и циничное представления о собственном народе и правах человека. Что ему доставляет удовольствие заставлять людей, измученных жизненными невзгодами, публично «разоблачаться» перед группой ханжей и сплетников, радостно впитывающих все пикантные подробности чужой, часто непростой судьбы, чтобы потом смаковать их в своем кругу.

Прецедента столь массового унижения человеческого достоинства, когда люди должны что-то доказывать и как-то оправдываться перед людьми, которые народ на такую инквизицию вовсе не уполномачивал, в истории суверенной Беларуси еще не было, что, конечно, не могло не отразиться на размахе народных выступлений. Стоит отметить, что в современной Беларуси даже один человек с плакатом на улице уже является полным героем, которого можно смело заносить в историческую летопись республики. Понятно, что списки лиц, вошедших в пресловутые комиссии не должны пропасть в постлукашенковской Беларуси…

Шок

Марш «рассерженных белорусов» власти ожидали, но все-таки надеялись, что оппозиция выступления возьмет под контроль и по традиции переключит возмущение на Россию по универсальной формуле «во всем плохом в Беларуси виноват Путин», но все пошло как-то не так. Во-первых, протест сразу оторвался от оппозиции и принял гражданский характер, направленный против президента, а не за оппонентов режима. Во-вторых, никто не ожидал, что выступления в Гомеле окажутся более масштабными и лучше организованными, чем в Минске. Тут же возник элемент соревновательности. Заволновались другие областные центры – они что, мол, хуже гомельчан?

У властей сразу возник вопрос: кто организовал? Понятно, что это дело рук не оппозиции, насыщенной агентурой спецслужб, а неких иных структур. Понятно, что это только начало, но уже сейчас ясно, что у властей нет ресурсов для борьбы с мистическим для них «центром», из которого пошли волны «народного недовольства»..

Бабий бунт

Автор этих строк, выступая в экспертном сообществе, неоднократно утверждал, что Беларусь и Украина по принципам управления и принятия решений остаются все-таки «женскими» странами. Для обоснования данного не очень академического и даже в чем-то сексистского тезиса обычно хватает привести в качестве примера поведение белорусского президента, который зачастую в рамках одного выступления то угрожает, то рыдает, а зачастую просто всех посылает.

Так что, в общем, не было какого-то удивления, когда обнаружилось, что на фоне общей правительственной сумятицы от «расшалившегося» народа не могла не отличиться госпожа Кочанова, которая вдруг решила, что на время отсутствия в стране президента именно она возглавляет республику.

Ответственный чиновник, мгновенно проникшись собственной значимостью, тут же продемонстрировала свою готовность «лечь костьми» за президента, что проявилось в вызове «на ковер» некоторых больших чиновников.

Однако, к удивлению самой Натальи Ивановны, все её «разносы» и даже «указания» были проигнорированы и даже, более того, они только изрядно повесели верхушку белорусской власти. Видимо, глава АП РБ почему-то относится к своей должности слишком серьезно, чтобы её занимать в Республике Беларусь…

«Кот из дома, мыши в пляс»

Однако было бы ошибкой думать, что пока А. Лукашенко оценивает погоду на берегу Черного моря, на сцене белорусской политической жизни выступает только «мальвины» из АП РБ. Есть и более заслуженные «артисты». В частности, вторую неделю белорусское общество будоражит уже давно и прочно вошедший в белорусский народный фольклор вице-премьер белорусского правительства Владимир Семашко.

В конце недели, благодаря ряду интервью, которые вице-премьер неустанно давал СМИ, возникло ощущение, что о протоколе, подписанном в Москве по итогам очередных белорусско-российских переговоров об урегулировании нефтегазовых проблемам, в Беларуси сообщают уже из каждых кухонной газовой конфорки и водопроводного крана. Это насторожило…

На самом деле и без какого-либо сарказма, никто в Москве в реальности не желает Беларуси серьезных экономических проблем, способных очень быстро довести республику до дефолта. Автор этих строк, как и многие эксперты из России, все-таки верят, что рано или поздно сторонам удастся найти развязку «тупика» с выплатой газового долга и, в итоге, вернуть Беларусь в договорную систему.

Понятно, что белорусской стороне трудно, если вообще возможно, признать само существование долга за уже полученный российский природный газ, так как столь волевое решение означает огромный удар по имиджу «честного» президента Беларуси, но после 3 февраля (пресс-конференция А. Лукашенко) вряд ли «честь» А. Лукашенко как-то беспокоит российское руководство.

С другой стороны было бы наивно думать, что Россия пойдет на отстранение А. Лукашенко от власти ценой развала белорусской нефтехимии. Жизнь республики в постлукашенковский период не закончится и Беларусь должна чем-то жить… Но в тоже время, суета В. Семашко вокруг очередного протокола позволяет подозревать самое тяжелое и неприятное: власть исключительно слаба, она боится откровенного разговора не только с политическим классом и непосредственно с населением, но и с директоратом, силовиками и т.д., т.е. с теми, для которых низкие цены на газ и доступ к российской дешевой нефти равнозначен выживанию.

Отсюда и столь впечатляющий министерский кордебалет «семашек», размахивающими протоколами, которые пока не насытили белорусские НПЗ, но, по идее, должны успокоить политический класс и продемонстрировать способность белорусских властей договариваться с Москвой.

Стоит напомнить, что «семашкин балет» только подтверждает правильность белорусской формулы власти: «Только тот, кто способен решать проблемы Беларуси в Москве, имеет право на власть в республике».

«Золотой ключик»

Однако, на прошлой неделе вдруг обнаружилось, что даже если вся министерская «труппа» будет увлеченно отплясывать под руководством В. Макея, естественно, самую настоящую зажигательную польку (ну не кадриль же МИДу танцевать!), спектакль на белорусской кукольно-политической сцене будет неполным, если в разгар веселья не появится собственный Буратино, радостно потрясая пресловутым «золотым ключиком». Понятно, что при виде столь очевидного «чуда», публика/население безусловно должна неистовствовать.

Вот и белорусский премьер-министр Андрей Кобяков, личность априори весьма комичная, объявил в конце недели, что уже к 2020 году каждая белорусская семья сможет построить жилье на средства, которые она к этому моменту успеет заработать. Иными словами, уже через три года в руках граждан, нуждающихся в своем «угле», должен появиться настоящий «золотой ключик».

Учитывая, что в основе такого жизнеутверждения лежит сочетание себестоимости строящегося квадратного метра и снижения кредитных ставок на жилье, невольно возникает ощущение, что без московского Папы Карло столь вдохновляющий итог очередного белорусского спектакля вряд ли возможен. В любом случае, столь радужная «жилищная» перспектива, по идее, должна очень ободрить белорусского обывателя, который, в свою очередь, в последнее время явно засомневался в эффективности экономических властей республики.

Проблема в том, что пока в Беларуси не нашли собственного «поля чудес», а заслуженный Карабас Барабас, считающий себя главным специалистом по «стране дураков», а именно так иногда называют Россию в высшем белорусском руководстве (впрочем, в высшей номенклатуре используют и другие прозвища), всю прошедшую неделю прогуливался по пляжу и дышал морским воздухом.

Однако все хорошее рано или поздно завершается и министерские «пляски» на опустевшей сцене говорят лишь о том, что власть в Республике Беларусь вошла в стадию полураспада, её представители буквально мечутся с любой новостью, внушающей хотя бы надежду на какое-то улучшение ситуации в стране.

Говорят, что А. Лукашенко уже вернулся в Минск…

Андрей Суздальцев
http://politoboz.com

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − 1 =