Цены на автомобили в России совершили неожиданный поворот

Подержанные немецкие машины начали дешеветь

Такой революции, как в 2022 году, российский авторынок не знал с самой своей либерализации тридцать лет назад. Большинство привычных брендов ушли из России вместе с логистикой запчастей; на освободившееся пространство «заходят» китайские марки, и стоят они запредельно дорого. Что ждет российский авторынок в 2023 году и какие машины дешевеют вопреки всему, выяснил «МК».

Цены на автомобили в России совершили неожиданный поворот

Инерция мирных лет кончается — хотя на складах в России пока есть некоторые ввезенные или произведенные до западных санкций иномарки, их запасы уже невелики. Тем не менее, «без колес» россияне не останутся: продолжается импорт из нейтральных и дружественных России стран (это, прежде всего, Китай, а также Иран и Индия). 

Работает, хотя и не в полную силу, российский автопром — на ВАЗе выпускают «антикризисные» автомобили, лишенные некоторых не жизненно необходимых компонентов, восстанавливается производство на УАЗе и грузовых автозаводах. Возрождается, пока в виде отверточной сборки, марка «Москвич», отсутствовавшая на рынке с середины 2000-х годов.

На фоне происходившего в 2022 году с рынком новых машин куда более важным, чем раньше, стал рынок вторичный. Но он испытывает турбулентность: цены на одни автомобили резко взмыли вверх, тогда как на другие топчутся на месте или даже снижаются.

Импорт, да не тот

— К концу года можно сказать, что основное цунами мы выдержали, — рассказали «МК» в крупной дилерской компании, профилем которой раньше были японские и корейские автомобили. — Покупателям предлагаются как привычные для российского рынка и для нашей компании марки, так и новые — прежде всего китайские.

Предновогодние скидки, возможно, сделают то, что дилеры общими усилиями пытались «продвинуть» весь год: россияне, наконец, впишут «китайцев» в свою картину мира. По словам представителя дилерского центра, в ценовом диапазоне до 3 млн рублей, где выбор из «корейцев» и «японцев» до 2021 года был достаточно велик, сейчас представлены из новых прежде всего китайские автомобили.

— Корейские и японские авто ввозятся по схемам параллельного импорта, поэтому их цена значительно выше, — рассказал представитель дилерского центра. — Например, новый компактный кроссовер Kia Niro стоит ориентировочно около 3,5 млн рублей. Покупатели на такие автомобили есть.

При этом если в ценовом диапазоне «до трех миллионов» практически безраздельно властвуют традиционные автомобили с двигателем внутреннего сгорания, в более дорогих ценовых нишах покупатели активно приглядываются к «электричкам» и гибридам. Поскольку цена на бензиновые и электроверсии различается не так уж радикально, а парковочные льготы, как и налоговые, как и сеть бесплатных зарядных станций в Москве, пока никто не отменял.

— Сейчас на мировом рынке автомобили с ДВС считаются полностью уходящей натурой, а гибриды позиционируются как традиционное решение для жителей сельской местности, которым нужна независимая от наличия электричества в сети мобильность, — рассказали в дилерском центре. — Скорее всего, через 2-3 года примерно такая же философия приживется и на российском рынке новых автомобилей.

Зато российское

Самой прогрессивной в этом смысле российской маркой теперь стал возрожденный «Москвич» — китайская платформа JAC, на которой он построен, подразумевает электроверсию, и она уже обещана в продаже на 2023 год. Пока же выпускается «Москвич» с ДВС (отверточная сборка кроссовера JAC JS4), цена которого обозначена как «от 1,9 млн рублей».

АвтоВАЗ же, который всегда был наиболее продвинутым автоконцерном в России (и получил мощную подпитку современными технологиями во время альянса с «Рено — Ниссаном»), внезапно оказался в непривычной для себя роли отстающего: электромоделей, готовых к продаже, у марки Lada нет. Зато по ценам «Лады» с двигателем внутреннего сгорания остаются в безусловных лидерах: базовая комплектация «Гранты» в салонах стоит 700 тысяч, что по нынешним временам (увы!) очень дешево.

В комплектации Classic-22 у «Гранты» отсутствуют некоторые импортные компоненты, например, подушки безопасности (они есть в следующей комплектации, которая стоит примерно на 70 тысяч рублей дороже).

— Заказов на пустую комплектацию много, автомобилей в наличии, как всегда, мало, — рассказывает Виктор Юдин, сотрудник одного из вазовских автосалонов. — Это не в 2022 году началось, это было всегда — повышенный спрос на базовую комплектацию. Ни заводу, ни дилерам эта «база», по большому счету, не выгодна. Поэтому если хочется взять «Гранту» или «Ниву» сейчас — советую брать комплектации из наличия.

В этом году, по словам собеседника «МК», значительно подорожали дилерские «допы» — то есть дополнительное оснащение. В частности — антикоррозийная обработка (за счет подорожавших материалов), оснащение газовым оборудованием (оно для современных моторов — импортное). Что касается фаркопов, тонировки и резиновых ковриков, цены на них остались примерно теми же, что и раньше. Но средний чек за «допы» у вазовского дилера сейчас составляет, по словам Юдина, 100 — 110 тысяч рублей.

Добавим — эти дополнительные опции обычно установлены на автомобиле еще до покупки, так что у приходящего в салон есть простой выбор: купить автомобиль с опциями и подороже прямо сейчас или ждать несколько недель, пока поступит желаемая «голая» машина.

— «Гранты» рано хоронить, «Нивы» тоже, — рассказывает Виктор Юдин. — Что касается «Грант», их вовсю берут регионы, к нам приезжают сюда покупать, потому что намного больше выбор. Кстати, в Москве тоже бы брали, если бы у нас было разрешено использовать новые «Лады» в такси и каршеринге. А «Нива» — машина для души, есть фанаты марки, которые меняют уже пятую, шестую, десятую «Ниву».

«Буханки» с молотка

Впрочем, и в Москве, и в регионах огромный процент рынка — вторичный, то есть подержанные автомобили. И на нем, как выяснилось, происходят некоторые чудеса — автомобили, которые много лет считались надежнейшей инвестицией, вдруг падают в цене, а другие, наоборот, неожиданно растут.

— В следующем году я могу спрогнозировать довольно резкое падение подержанных «немцев», — рассказывает специалист по бывшим в употреблении автомобилям Алексей Островский. — Дело в том, что их обслуживание (я имею в виду автомобили 2000-х и 2010-х годов выпуска) станет в несколько раз дороже из-за цен на запчасти и привередливости к смазочным материалам. Это касается и вполне привычных жителям крупных городов марок семейства VW: для них нужны дорогие масла, с которыми есть проблемы. А удлинять период обслуживания, мягко говоря, чревато.

Премиум-марки «большой немецкой тройки» также не будет иметь смысла покупать, если ваш бюджет не тянет новый подобный автомобиль, говорит эксперт. А вот «японцы» всех категорий будут лишь больше цениться на «вторичке» — они куда менее привередливы, а детали более доступны.

Неожиданностью под конец этого года оказалось появление в продаже множества «нишевых» автомобилей за весьма скромные по меркам последних лет деньги. Так, на порталах объявлений появилось много свежих предложений классических «Волг» в пределах 100 тысяч рублей (конечно, такие машины нуждаются в реставрации, но еще год назад они стоили в аналогичном состоянии не меньше 150 тысяч).

Более того — регулярно всплывают в продаже автомобили УАЗ в том же скромном ценовом диапазоне. А надо заметить, что в условиях ведущихся боевых действий такие автомобили более чем востребованы добровольцами для передачи на нужды СВО. Поэтому ожидалось бы повышение цен — и оно было в середине этого года. А сейчас тренд обратный.

— Сливаем автопарк одной больницы, — рассказал корреспонденту «МК» в Ногинске продавец сразу десятка санитарных «буханок». — Прошел слух, что мобилизация может коснуться уазиков, поэтому руководство у них обновило транспорт на такой, который не приписан к военкомату.

Отсылки к мобилизации звучат и при продаже некоторых ретро-машин: одни продавцы «сливают» технику, так как уходят на СВО, другие — потому что уехали из России. Так или иначе, норма, допускающая мобилизацию транспортных средств, в законодательстве действительно есть. Но какие именно машины и при каких условиях могут «призвать в армию» — будут решать военкомы на основании внутренней документации Минобороны. Пока подобные распоряжения не поступали.

Источник: www.mk.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 17 =