Рабочие места: «Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни» — интервью с руфером Виталием Раскаловым

Рабочие места: «Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни» — интервью с руфером Виталием Раскаловым


3

Анастасия Пивоварова

Про таких людей, как Виталий Раскалов, обычно говорят, что «он это перерастёт». Виталий — руфер. Он забирается на высокие крыши без страховки. И он действительно перерос своё увлечение, но не в том смысле, какой вкладывают в это слово. Раскалов смог заработать на своём хобби и показал своим примером, что лучшая тактика в любом начинании — браться и делать.

Рабочие места: «Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни» — интервью с руфером Виталием Раскаловым

Виталий Раскалов
Руфер, фотограф, путешественник. В прошлом — Brand Ambassador компании Canon.

Виталий, руфер — это твоя основная работа? Как вообще на этом можно зарабатывать деньги?

Не совсем так. Деньги я зарабатываю на фотографии, рекламе, съёмках, сотрудничестве с брендами, выставках. Но к этому привело моё занятие — крыши.

С чего всё началось, помнишь ли первую крышу? Как ты понял, что полезешь туда ещё раз?

Началось лет семь назад в Москве. Я купил свою первую камеру, у меня просто было желание начать фотографировать. Сначала снимал абсолютно обыденные вещи. Всё, что фотографируют любители в начале творчества. А потом совершенно случайно друзья взяли меня на крышу. Там я понял, что это вау, что я хочу снимать города с другого ракурса, чтобы сверху рассмотреть все вещи, которые внизу не видны.

Теперь эти кадры покупают известные компании и бренды. Обязательно лезть наверх, чтобы сделать кадр, который купит BBC или Canon?

Если говорить о BBC, то фотография должна вызывать общественный резонанс. Нужно снять что-то экстраординарное: знаменитость в необычной ситуации или президента. Или залезть в такое место, где никто не был.

Рабочие места: «Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни» — интервью с руфером Виталием Раскаловым

Зачем на крышу вообще лезть? За эмоциями, адреналином?

Сейчас это уже коммерция, а сначала были драйв и страсть. Были другие руферы, были соревнования, кто лучший, кто первый залезет на сложное здание. Адреналин и сейчас остался, но это адреналин не потому что страшно и высоко, а потому что я нарушаю закон и сталкиваюсь с охранниками.

Кстати, про охрану. За проникновение на объект охранников наказывают вплоть до увольнения. Тебе их не жалко?

Двоякое у меня отношение к этому. Если я смог пролезть, значит, охрана плохая. С другой стороны, мне их реально жалко. И стыдно порой перед этими людьми. Со мной часто связывались компании из России и Кореи, просили рассказать, когда я попадал на объекты, чтобы понять, какая смена работала.

Я никогда этого не скажу, потому что я знаю, что это грозит людям увольнением. Поэтому у нас никогда нет даты на фото и роликах. Мне стыдно, что люди теряют работу из-за меня, это отстой.

Что тебе дало это хобби?

Мне нравилось моё занятие, когда я просто залезал на крыши. Нравится и сейчас, просто это стало приносить деньги. И я рад, что зарабатываю благодаря хобби: занимаюсь тем, что нравится, а мне платят. Действительно круто.

Я побывал в таких местах, в каких никто не был. Например, на самом высоком здании — Шанхайской башне в Китае. А самой сложной оказалась Lotte World Tower в Сеуле.

Рабочие места: «Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни» — интервью с руфером Виталием Раскаловым

Тебе пишут другие руферы, фанаты, просят советов?

Пишут, спрашивают мнение, но я не большой фанат общения в интернете. Если меня встретят на улице, с удовольствием пообщаюсь, может, даже станем приятелями.

Вообще меня бесит интернет.

Приходится вести соцсети, публиковать что-то, потому что так растёт аудитория. А чем она больше, тем выше шансы, что тебе предложат проект. Это единственное в работе, что мне не нравится.

Сколько часов в день выделяешь на социалки?

Вечером сажусь и думаю: блин, надо часа два посидеть. Но не каждый вечер. Всё зависит от настроения, иногда не беру телефон в руки довольно долго.

Мой любимый способ связи — почта, я её обожаю. Там нет пустого трёпа.

Ты сел, написал письмо и получил специальный ответ.

У тебя много дорогих путешествий, а тебе никто не выдаёт аванс и зарплату по графику. Как ты контролируешь финансы?

Я зарабатываю достаточно, чтобы оплатить путешествия. Например, недавно заключил контракт и так получилось, что мне заплатили за год вперёд, могу год ничего не делать. Но у меня есть ещё куча предложений. Это нестабильно, иногда за месяц заработать можно больше, чем за год, иногда по три месяца без зарплаты.

Конечно, у меня нет семьи и детей. Если бы они у меня были, мне пришлось бы кардинально изменить свою жизнь. Но пока я мобильный, могу наслаждаться тем, что происходит вокруг.

Сколько времени уходит на планирование твоих путешествий и восхождений?

Немного, хотя иногда разрабатываем поездку за 6 месяцев. Планируем путешествие, покупаем билеты. А на самой локации от дня до пяти, от места зависит.

Часто бывают ситуации, когда непонятно, как пробраться на крышу. Лезли мы в Бразилии на статую Христа Спасителя. А дверь, чтобы пробраться внутрь, находится на пьедестале, до него 9 метров. Ни веревку закинуть, ничего. Мы осматривали территорию и нашли под статуей лестницу, которая была как раз 10 метров — рабочие оставили.

Ночью мы вернулись к месту и взяли её. В это время был футбольный матч, играла Бразилия. И вся охрана смотрела футбол. Они там все фанаты и помешаны на футболе. У нас было два часа, когда никто на нас не смотрел.

Это то самое везение: лестница и футбол. Думаю, больше лестницы там нет.

Как ты покупаешь билеты, где ищешь их?

Есть же SkyScanner. И есть хитрости. Один пример приведу: если лететь из Азии, например рейсом Шанхай — Москва, то он будет прямой. Обычно он стоит тысяч 20 рублей. Но есть рейс Шанхай — Берлин, который летит через Москву. Он уже стоит не 20, а 12 тысяч. Разница большая, потому что компании хотят заполнять рейсы и привлекать больше иностранных клиентов. Получается дешевле прямого рейса, но можно спокойно выйти в Москве и в Берлин не лететь.

Как справляешься с джетлагом?

У меня есть для Лайфхакера специальный хак. Если летишь с востока на запад, чтобы быстро встроиться в часовой пояс, надо брать вечерний рейс и в ночь до полёта поспать не больше четырёх часов, чтобы в самолёте рубануло.

Я недавно прилетел из Окленда в Москву, провёл в самолётах 24 часа, так и сделал. Уснул на 9 часов, потом ещё пересадки и полёты, приземлился в Москве в 23 часа и лёг спать, проснулся утром. И не чувствую никакой перемены часовых поясов. Нужно просто ночь до не спать.

Что в твоей сумке, когда ты путешествуешь?

Три паспорта (у меня много виз), банковская карта, MacBook, телефон, две камеры и дрон. Без штатива это всё умещается в маленький рюкзак.

Travel kit for Japan / Вот что обычно у меня находится в рюкзаке во время моих путешествий, все по минимуму: ноутбук, камера и документы. Что обычно вы с собой берете в путешествие? Кстати, проходит конкурс где можно выиграть бесплатную визу в Европу от @visatohome плюс 15000 руб на бронирование от @ostrovok_ru просто выложив свою раскладку с тегом #кпутешествиюготов. Достаточно лишь подписаться на их аккаунты.

A post shared by Vitaliy Raskalov (@raskalov) on Feb 2, 2017 at 4:48am PST

В горы тоже поднимаешься без страховки?

Если страховка нужна, то я буду её использовать. Если нет — не буду. Страховка очень обременяет, по крышам можно везде залезть без страховки. У меня подход такой: если я сомневаюсь в своих способностях, то я этого делать не буду. Если я понимаю, что это слишком далёко для меня или слишком опасно, то я отступлю и найду другой путь, обходной.

Ты тренируешься специально? Ведёшь здоровый образ жизни, правильно питаешься?

Раньше да, сейчас просто бегаю, пресс качаю, отжимаюсь. С возрастом пришло и правильное питание.

Когда ты понял, что пора о себе заботиться?

Просто начал следить за тем, что ем. Это как оливки начать любить. В детстве ты их ненавидишь, а в 20 они тебе нравятся. Просто решил, что надо нормальную еду есть, здоровую, потому что еда — очень важный элемент.

Вот что меня расстраивает в России и в Москве — со здоровым питанием большая проблема. Это по сравнению со странами типа Новой Зеландии или европейскими странами.

Ты хотел бы осесть в каком-то месте?

Мне нравится Гонконг, Нью-Йорк, но это города, в которых может жить только энергичный молодой человек. Думаю, что в старости я бы там не смог постоянно находиться. Москва по динамике и темпу на них похожа. Нравится Париж, потому что это самый движовый город Европы, там хоть что-то происходит. Киев мне тоже очень нравится. Вена — классный город, спокойный и приятный, но там тоже есть события.

Китай — великая страна, но бесит. Особенно люди. Забавно, но я нахожу в них много сходства с русскими. Грубые, агрессивные, неприветливые, выпивают. Есть список худших туристов в мире, на первых местах китайцы и русские.

А где люди добрее?

Европа вежливая, но это поверхностно.

Замечал разницу, что в России можно ловить угрюмые взгляды, тут не принято улыбаться на улице и танцевать в метро. Это воспринимается как глупость. Но стоит с человеком выпить, через пять минут будете лучшими друзьями. На Западе всё иначе. Все будут дружелюбные и будут веселиться, но дальше этого они тебя не пустят, не раскроются.

Рабочие места: «Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни» — интервью с руфером Виталием Раскаловым

Но мне больше нравится западный подход, в котором больше уважения. Это видно не в том, как они общаются, это видно и на дороге, и во многих сферах жизни.

Я езжу на мотоцикле в Москве, тут подрезают, не уступают. А если я в Новой Зеландии встану на светофоре перед кем-то, то мне стыдно будет. И все люди будут на меня смотреть и думать: «Что за идиот?»

У тебя есть теория, почему так происходит?

Это именно потому, что люди относятся друг к другу с неуважением. И это отражается уже на всём.

Какие книги и фильмы посоветуешь читателям Лайфхакера?

Фильмы:

  1. Гаттака.
  2. Оружейный барон.
  3. Манчестер у моря.
  4. Престиж.
  5. Большие надежды. Не уверен, что он всем понравится, но фильм хороший.

Из книг могу назвать две, которые повлияли на меня сильнее всего:

  • «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. В ней Печорин и его отношение к жизни. Пытался найти с ним общие черты, когда читал книгу.
  • «Луна и грош» Сомерсета Моэма. Поразила волей главного героя. Им двигала сила, с которой он не мог совладать. Сильный человек, который был несчастен, потому что не мог это контролировать.

Предполагал, что тебе надоест сидеть на крышах? Чем займёшься?

Я планирую развивать себя как режиссёра или оператора. Буду снимать видео, короткометражные фильмы, клипы, возможно, даже кино.

Рабочие места: «Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни» — интервью с руфером Виталием Раскаловым

Когда я начал заниматься крышами и съёмками, то не знал, кем я буду в будущем. У меня был выбор: пойти в университет, заниматься тем, в чём я не уверен, или заниматься любимым делом, к которому лежало сердце. Я сделал очень правильный выбор, когда ушёл из университета и начал работать в башне «Федерация», а это привело меня к тому, чем я занимаюсь. Теперь я знаю, что хочу делать дальше.

Как ты учишься этому новому делу? Что читаешь, смотришь?

Я делал всегда то, что мне хочется. Я просто многое пробую самостоятельно. Если мне нравится — продолжаю. Например, не считаю себя фотографом. Мне все говорили, что у меня отвратительные фото, а в конечном итоге я стал рекламным лицом самого крупного производителя фототехники в мире.

Главный критерий оценки — только твоё отношение к тому, что получается?

Именно. Естественно, каждый в душе хочет быть признан. Но я особо не думаю о популярности и о том, как деньги заработать. Интересные проекты беру сам чуть ли не бесплатно, если знаю, что за них не будет стыдно.

Как ты планируешь перейти к съёмкам?

Нужно просто начать. Когда начну, у меня появится понимание. Может, я подумаю, что это не моё или разочаруюсь. Я поставил себе цель пробовать всё новое.

Не все могут вот так просто взять и сделать что-то, боятся. Что им посоветуешь?

Рабочие места: «Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни» — интервью с руфером Виталием Раскаловым

Я прекрасно понимаю это чувство, я его испытывал тысячу раз. Когда есть возможность поцеловать незнакомку в Париже у Нотр-Дама, но ты этого не делаешь, потому что испугался.

В какой-то момент нужно сказать себе: пусть будет, что будет, надо пробовать. Если всегда бояться чего-либо, то не будет жизни.

А ещё есть прокрастинация. Когда она появляется, надо просто переступать через себя, собираться с мыслями и говорить: «Я всё сделаю». Меньше думайте о том, что не получилось. Ни о чём не сожалейте, просто пробуйте. Вокруг куча возможностей, о которых мы не знаем, и вдруг это именно то, чем ты будешь заниматься до конца жизни.

Мне легко говорить, и я знаю, что многие люди так думают: «Тебе легко говорить, ты занимаешься своим делом».

Но у меня были моменты, когда я понимал, что я занимаюсь явно не тем. Я поддался стремлению, это меня привело к чему-то хорошему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 + шесть =